Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику и обеспечивать вас лучшим контентом. Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы соглашаетесь с использованием технологии cookie-файлов. Это совершенно безопасно!
Друг маминого сына: психиатрия и секс в «Амбивалентности» Антона Бильжо

Друг маминого сына: психиатрия и секс в «Амбивалентности» Антона Бильжо



Время прочтения:

Давно мы ничего не советовали из русского фестивального кино. До проката как раз добрался один из самых ярких фильмов «Окна в Европу» — «Амбивалентность» Антона Бильжо по сценарию авторов «Зимнего пути». Для краткости в тексте иногда мы будем любя называть фильм «Амби».

Два студента психфака болтаются в Москве в шаге от дружбы и ненависти: шальной Петр (Данил Стеклов) прогуливает лекции, а по вечерам стучит на барабанах в металкор-группе; более субтильный и начитанный Стас (Егор Морозов) ходит на занятия по спортивной стрельбе из лука. Последний факт еще выстрелит ближе к финалу, поскольку речь пойдет о делах амурных. Стас в этом плане, по догадкам Пети, еще девственник, а вот сам Петя ухлестывал за рычащей вокалисткой (Валентина Куваева), но в результате одного инцидента вдруг становится тайным любовником мамы Стаса — замужней женщины Катерины Сергеевны (Ольга Цирсен). Стас об этом догадывается, но принимает клиническую позицию наблюдателя за экспериментом над своей ревностью то ли к матери, то ли к другу.

Если над русским фестивальным кино и витают свои божества, то в этот раз купидоны артхауса точно не промахнулись и создали творческий союз, который должен был состояться. Сын известного психиатра-карикатуриста, режиссер Антон Бильжо, расщеплявший в своем оригинальном дебюте «Рыба-мечта» человека-гуманитария через эротизм, снял новое кино по сценарию Сергея Тарамаева и Любови Львовой, которым не впервой рассказывать о не совсем конвенциональной любви. Их первый авторский фильм «Зимний путь» был об обратной тяге музыканта к гопнику, а второй, «Метаморфозис», поведал о невозможной любви музыканта к маленькой девочке. «Амбивалентность» тоже легко представить в этой трилогии о мезальянсах, где Петю и Стаса сыграли бы те же Евгений Ткачук и Алексей Франдетти, но в этот раз сценарий оказался в лечебных руках Бильжо, что только выявило его достоинства. И вот почему.

У «Амби» цельный, внятно выстроенный сценарий, но чересчур великодушно подбитый отсылками к израненному стрелами святому Себастьяну, «Мечтателям» Бертолуччи и Вильгельму Теллю. А ведь именно апломб высокой культуры, который в «Зимнем пути» уравновешивался демонической энергией и камерой Михаила Кричмана, перегрузил и ввел в драматургическую кому последующий «Метаморфозис» Тарамаева и Львовой. Спринцевание академизмом и святой верой в искусство будто бы заморозило все живое в том фильме. Слава святому Себастьяну, режиссер Бильжо проявляет адекватную чуткость к тексту и чувству настоящего и сглаживает весь лишний пафос из «Амби». На это же работает выбор артистов, будто бы вызывающих будничную рябь: склонный к импровизации Стеклов, не явный Морозов и Ольга Цирсен с балетным прошлым, трогательно бликующая, как новогодняя елка из соседнего подъезда.

© «ПРОвзгляд»

«Амби» укладывает на лопатки все недавние российские фильмы про бальзаковскую любовь юнца («Ваш репетитор», «Лес»), но при этом не хочет быть простой будуарной историей о нахлынувших чувствах и разнице в возрасте. Фокус умышленно сдвинут с отношений с матерью на реакцию двух друзей, олицетворяющий два полюса чувств, ту самую амбивалентность из названия. Импульсивный Петя отвечает за инстинктивный, почти животный подход: в первой сцене он мечется в образе кабана, его квартиру украшают надписи «Хрю» и «Тварь», он легко сходится со всеми, включая пациентов, потому что для него психиатрия — это естественная наука, если не включать голову. А Стас, наоборот, полностью умозрительный персонаж, отвергающий животный секс, но предпочитающий наблюдение как один из способов препарировать свои страхи.

Так и сам фильм ловко балансирует между этими двумя подходами. Ведь что такое режиссура — попытка задать ракурс и понаблюдать за выбранной темой, довольно хаотично развивающейся (или разваливающейся) на глазах у автора на пути от идеи до воплощения. Режиссер Бильжо и есть тот наблюдатель из темного «трюма», увидевший сюжет, как молодой психиатр Стас, как и все мы, зрители. В этом, пожалуй, и есть суть искусства: видеть, страдать и показывать.

© «ПРОвзгляд»

При этой наблюдательности Бильжо удается создать очень цепкие и обманчиво хаотичные сцены: придорожное кафе с перевернутой тарелкой пельменей, сцена с гирляндой, стробоскопные эпизоды, лежание на асфальте, посиделка за столом, один из самых убедительных психбольных в русском кино (Валентин Самохин). Есть ощущение, что таких живых сцен о вечной русской ночи у нас не было со времен «Портрета в сумерках», а про заплутавшее поколение, двух друзей и родителей «Амби» говорит чуть легче, чем «Кислота». За это мы, конечно, шлем стрелы любви и валентинку «Амбивалентности».

8/ 10
Оценка
Максима Сухагузова
Расписание и билеты
Подробнее на afisha.ru
наверх