Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику и обеспечивать вас лучшим контентом. Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы соглашаетесь с использованием технологии cookie-файлов. Это совершенно безопасно!
Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11)

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11)



Александр Трофимов
Время прочтения:

Редакция «Канобу» представляет девятую десятку топа сотни самых знаковых, культовых и просто самых любимых нами фильмов в истории кино. Топовая двадцатка одновременно и более предсказуема и содержит несколько неожиданных сюрпризов.


Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11). - Изображение 2

20. «ВАЛЛ-И» 2008

Егор Парфененков

Мультфильмы Pixar всегда выделялись на фоне работ прочих анимационных студий — они никогда не были предназначены исключительно для детей. Их проекты, так или иначе, охватывали куда более обширную публику, в число которой входили зрители практически любых возрастов.

В 2008 году Pixar показали миру «ВАЛЛ-И» — добродушную и безумно милую историю любви между двумя роботами, которая продолжает вызывать слезы даже спустя почти 10 лет. В то же время, фильму удалось обратить внимание на ряд социальных проблем, причем актуальных и по сегодняшний день. Экология, сохранение планеты, зависимость от ИИ — простой мультик стал наглядным примером того, что может произойти с человечеством в ближайшем будущем. И это даже не подразумевалось как ключевая сюжетная линия.

«ВАЛЛ-И» — это теплый мультик, где за отношения робота-мусорщика и его высокотехнологичной подружки действительно переживаешь.

Pixar со всей трепетностью подошли к деталям фильма, отчасти превратив его не столько в детскую карикатуру, сколько в романтическую драму — даже не смотря на то, что главный герой так и не смог правильно выговорить имя своей возлюбленной. Сам ВАЛЛ-И не предстает перед зрителями как некто особенный — это просто сентиментальный старьевщик, который плывет по течению и вечно попадает в различные передряги, но чудом выходит победителем. И все равно его все любят, ведь именно такие персонажи привлекают публику.

Несомненно, у Pixar есть и другие выдающиеся мультфильмы, но в топе студию представляет не «История игрушек», не «Головоломка» и не «Вверх», а именно маленький робот, который смог весь первый акт без слов тянуть на себе всю историю. Да, затем картина запутывается и уже не смотрится такой цельной и идеальной, но это все равно одна из самых смелых и потрясающих работ Pixar.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11). - Изображение 3

19. «Темный рыцарь» 2008

Александр Трофимов

Dark Knight — ключевой фильм не только для жанра кинокомикса, который навсегда изменился под его влиянием, не только для самого Нолана, которому тот принес мировую славу и кредит доверия студий, позволивший ему снимать свои крупнобюджетные эксперименты, но и для отношения критиков, и Киноакадемии в частности, к супергеройским фильмам («Оскар» Леджеру дали, конечно, отчасти из-за трагической смерти, но все же дали). Стало ясно, что в жанре есть место серьезной драме, обсуждению социальных вопросов, актерской игре высшей пробы и поразительной синематографии.

Мы ставим второй фильм франшизы обособленно вместо всей трилогии Бэтмена Нолана по довольно очевидным причинам — оставшиеся два фильма просто недостаточно хороши.

«Бэтмен: Начало» слишком сильно опирается на крайне ненадежную и вычурную историю с Лигой Теней и во всех знаковых для трилогии аспектах: синематографии, саундтреке, мощной и напористой подаче сцен — еще чувствуется неуверенность, стиль еще не отработанный до конца. Третий же фильм неудачен от и до, чего я коротко касался в киномарафоне Нолана при обсуждении всех десяти его фильмов.

Конечно, и «Темный рыцарь» неидеален. Тут есть дыры, нелогичности в поведении героев и другая привычная комикс-отрава, даже в образе Джокера полно странных ляпов (те же дичайше сложные планы для человека, который ничего не способен планировать по его же словам).

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11). - Изображение 4

Любопытно, что все три киноверсии Бэтмена (Бертон, Нолан, Снайдер) основывались не просто на комиксах, а на одном конкретном — на «Возвращении Темного Рыцаря» Миллера, но при этом вышли такими разными.

Бэтмен Нолана сам по себе кажется мне крайне неудачным как персонаж — он вяло дерется, практически не проявляет себя как лучший детектив в мире и Бертоновских появлений из тени тут тоже не слишком много, но в фильмах Кристофера он работает, выполняет отведенную ему роль, просто она у него не центальная. Как и обычно у этого британца, в фильме главный акцент съезжает с людей на идеи.

Но при всех недостатках запоминается фильм не ляпами, он сумел подняться не только над жанром, но и над собственной трилогией, над недоработками и ограничениями своих авторов, которые здесь явно создали свой лучший шедевр.

Дело не только в том, как Джокер прекрасно сыгран, но и в том, что все вокруг работает на него, на основную идею. Все сцены Леджера лишь задирают планку таинственности и опасности его героя, ни разу не оступаясь и не сдавая назад — а это поразительная редкость в кино.

«Рыцарь» берется за исследование сложных тем и действительно отдается им целиком, создавая один из самых многослойных и тематически богатых кинокомиксов, при этом не уступая в зрелищности собратьям, которые концентрировались исключительно на взрывах и экшене в ущерб смыслу.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11). - Изображение 5

18. «Старикам тут не место» 2007

Александр Башкиров

Братья Джоэл и Итан Коэны начинали с целой серии абсолютных шедевров: Blood Simple, Millerʼs Crossing, Barton Fink и Fargo все заслуживают места, а то и первой позиции в этом топе. И признание критиков, и слава у зрителей, и победы на кинофестивалях, и хорошие кассовые сборы пришли к братьям очень рано и очень легко — причем никак нельзя сказать, что они что-то из этого не заслужили. Дуэт совершил четыре революции подряд — и не просто в американском, а в мировом кино.

Но последний их самостоятельный фильм такого уровня вышел в 1998 году — «Большой Лебовски», — да и то это скорее великолепно сделанный культовый фильм, нежели классика, изменившая все представления о том, как можно писать и снимать.

С тех пор братья очень небрежно пишут и снимают очень специфическое авторское кино, в котором при большо-о-ом желании (Inside Llewyn Davis) можно разглядеть что-то интересное (Примечание Трофимова: это, если кто не понял, такой камень Саши в мою сторону, я ведь расхваливал Льюина в позапрошлой десятке).

Траектория карьеры Кормака Маккарти, живого классика американской литературы, прямо противоположная: он начинал с книг, которые никто не читал, даже после хвалебных отзывов того десятка критиков, что оказались в состоянии их оценить. Автор Blood Meridian, Or the Evening Redness in the West, одного из величайших произведений мировой литературы, жил в бедности и беззвестности до середины 2000-х.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11). - Изображение 6

В возрасте 72 лет, на закате жизни и писательской карьеры, Маккарти подряд написал два гениальных романа, которые маскировались под формулы жанровой литературы (криминальный триллер и постапокалиптика), но при этом рассказывали о тех двух вещах, о которых этот автор писал всегда: жизни и смерти. Одной The Road, воспетой Опрой Уинфри на ее ток-шоу и ставшей бестселлером, хватило бы Маккарти на безбедную старость и всеобщее признание. Но писатель решил подстраховаться и написал еще и No Country for Old Men (причем книга начала жизнь в качестве сценария к несостоявшемуся фильму).

В 2007 году нисходящая траектория карьеры Коэнов пересеклась с восходящей Маккарти. На пересечении получилось лучшее кино, имеющее отношение к творчеству этого писателя, и пятый лучший фильм Коэнов.

Я думаю, кино достаточно свежее, чтобы про него не нужно было много рассказывать: Хавьер Бардем с намеренно-ужасной стрижкой, виды техасско-мексиканской границы, впитавшей в себя столько человеческой крови, режиссура боевых сцен, ошеломляющая даже после «Перекрестка Миллера» и «Фарго», абсолютно заслуженные «Оскары» Бардему и Коэнам — за режиссуру и лучший адаптированный сценарий.

Свой творческий процесс братья описывают очень просто: один держал роман Маккарти открытым, а другой набивал текст из книги в сценарий. Роман очень кинематографичный, и я его вам всячески советую прочитать (в том числе в отличном русском переводе). В книге есть все, что вам так понравилось в фильме, включая незабываемый образ разгуливающего по Техасу 80-х воплощения Смерти с пневматическим устройством для забоя крупного рогатого скота в рукаве джинсовой куртки.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11). - Изображение 7

17. «Бойцовский клуб» 1999

Сергей Цилюрик

Это один из тех фильмов, что определяют целое поколение. Его растаскивают на цитаты, ключевые фразы и вовсе становятся мемами, а антигерой на долгие годы прописывается на всевозможных аватарках на форумах и в соцсетях. Это крайне смелая и до самого финала пугающе реалистичная экранизация произведения, которое, казалось бы, невозможно экранизировать.

Дерзкое, громкое высказывание против консьюмеризма усилиями фильма стало таким же мейнстримовым товаром, как и все в нем осуждавшееся, и благодарить за это нужно, конечно, Дэвида Финчера, столь мастерски донесшего до массового зрителя такое непростое произведение.

Отразить на экране пронзительный паланиковский цинизм; передать холодное безумие героя и заразительный энтузиазм Тайлера, отчаяние и одержимость участников клуба; умело переплести серую приземленность и безумный гротеск; представить это все в столь легковесной форме, что фильм поймут даже самые неискушенные зрители — все это, безусловно, великие заслуги Дэвида Финчера и его команды. «Бойцовский клуб» — это экзистенциальный крик поколения, чувствующего себя потерянным, и в своем кинообличии он выражен так, что способен влюбить в себя даже человека, которому произведения Чака Паланика глубоко антипатичны.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11). - Изображение 8

16. Трилогия о мести

(«Сочувствие господину Месть» 2002, «Олдбой» 2003, «Сочувствие госпоже Месть» 2005)

Александр Трофимов

Если вы задаетесь вопросом, что это вообще — это «Олдбой», ребята, все нормально. Но помимо всем знакомого шедевра в трилогии есть еще два фильма, которые так же заслуживают вашего внимания. А еще у Пака Чхан-ука есть великолепные «Порочные игры», влюбившие меня в Мию Васиковску (по сценарию главной звезды «Побега» Вентворта Миллера), есть потрясающая «Жажда» — история о вампирах, рассказанная максимально реалистично, через быт и экзистенциальную драму, есть прекрасная недавняя «Служанка», попавшая на верхнюю строчку моего топа прошлого года, есть грандиозная «Объединенная зона безопасности», упоминающаяся в том числе в топе-20 Тарантино, есть яркий «Я — киборг и это нормально».

В общем, не «Олдбоем» единым, Чхан-ука нужно смотреть всего, он великолепен. Для него характерны запредельно талантливая синематография и свежие идеи, глубина и атмосферность, ужасающая жестокость и предельный эмоциональный накал.

«Олдбой» (только бога ради не смотрите американский ремейк, он абсолютно ужасен), несмотря на все вышеперечисленное, все еще самый яркий и цельный фильм Пака. Это экранизация одноименного комикса, а история представляет собой «Графа Монте-Кристо» с твистами и надстройками, то есть это история мести — жестокой не по-голливудски, но по-гоголевски, когда пугает не кровь и кишки, а глубина человеческой злобы и мерзости, извращенность фантазии настоящих «мстителей».

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11). - Изображение 9

Картина потрясающе красива: по композиции, работе с ключевыми цветами, ей просто нет равных, тут напряженные реалистичные драки, великолепная музыка, закрученный, не отпускающий до конца сюжет и откровения о человеческой природе, которые мало кто выражал так ярко и емко.

Первый фильм трилогии максимально выделяется — тем, что он наиболее традиционен и похож больше на обычный арт-хаус вроде фильмов Ким Ки Дука, нежели на сюр и разноцветную экспрессию следующих двух лет.

Яркие гиперболы в подаче истории, уход в стилизацию и образность от реализма в трилогии растет постепенно. От сдержанного «Господина» через динамичного «Олдбоя» к еще более оторванной и вычурной «Госпоже». Отмечу, что именно «Госпожа» запала мне в душу сильнее всего, там есть ряд сцен, которые остаются в памяти навсегда, чего-то настолько настоящего, страшного в своей бытовой жестокости, не встретишь больше нигде. Если вы все-таки решитесь исследовать фильмографию этого выдающегося режиссера, начните с «Госпожи Месть», затем можно смотреть «Служанку», «Порочные игры» и «Жажду», заканчивать — в произвольном порядке.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11). - Изображение 10

15. «Безумный Макс: Дорога ярости» 2015

Никита Богуславский

«Дорога ярости» — это фильм-симфония, близкое к идеалу воплощение современного искусства. Два часа на экране не происходит практически ничего кроме погони по австралийской пустыне: пыльной, грохочущей, сюрреалистической погони, в которой персонажи лишь изредка перекидываются короткими фразами, а отправная точка и пункт назначения существуют на уровне необходимой условности, — но при этом настоящей драмы и глубины в фильме хватит на пять мрачных аттракционов Зака Снайдера.

Почти без слов, без вступительных титров и долгой экспозиции Джордж Миллер создает гротескную, но продуманную постапокалиптическую вселенную, к которой очень трудно придумать «неудобные вопросы». Нам не показывают ни другие города кроме Цитадели, не рассказывают предысторию, не акцентируют внимания на том, в каких условиях влачат свое существование остатки человечества, но отдельные сцены и обрывочные упоминания позволяют легко представить большой и живой мир — многим фильмам не удается добиться ничего подобного ни обилием локаций, ни долгими объяснениями в кадре («Валериан» и «Темная башня», я сейчас сморю на вас).

Чтобы смотреть нового «Безумного Макса», даже не обязательно быть в курсе трилогии с Мэлом Гибсоном — формально это тот же самый Макс Рокатански, но уже совсем другой.

Это полубезумный, терзаемый ошибками прошлого отшельник, который выживает, как может, и никому не стремится помогать, времена «воина дороги» для него давно прошли. Да и фильм-то на самом деле совсем не про него. Куда больше он про несгибаемую Фуриосу, про жен несмертного Джо, даже про бестолкового юнца Накса (того, что кричит «What a lovely day!» в трейлере) или вообще не про людей. Это своего рода притча о жизни в умирающем мире и последних крупицах человечности среди вырвавшихся на волю безумия, жестокости и ярости.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11). - Изображение 11

14. «Сталкер» 1979

Георгий Копьев

«Сталкер» — это тот случай, когда можно сказать, что фильм лучше книги. После многочисленных доработок и переписываний Аркадий и Борис Стругацкие не просто адаптировали свою повесть «Пикник на обочине» под сценарий, а создали ее альтернативную версию, которая глубже оригинала, кардинально от него отличается и даже противоречит ему. «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный» — знаменитая фраза из повести, которой не нашлось места в фильме.

Я люблю все фильмы Андрея Тарковского, и прекрасно осознаю, что смыслов и скрытых значений в них можно найти больше, чем в реальности закладывал автор. Это не плюс и не минус произведения, а всего лишь одна из характеристик. Главная задача не в том, чтобы разглядеть скрытое, а в том, чтобы отделить важное от неважного — для себя, необъективно. Почерпнуть для себя что-то — идею, намек. В основном, в монологах, конечно.

«Совесть, душевные муки — это все придумано, от головы».

В «Сталкере» есть над чем подумать, и времени для этого дается достаточно в течение самого фильма. Осмысливать надо сразу, иначе уйдет! Затяжные паузы, медленно плывущая камера, тишина и молчание. Помню, что при первом просмотре «Сталкера» все это заставляло меня чувствовать себя неловко — было какое-то эмоциональное напряжение, возникшее под впечатлением от фирменного стиля режиссера. Я все время куда-то спешил, хотел уже продолжения — ничего, в общем, не понимал. Но монтаж все равно работал — создавал давление. К «Сталкеру» невозможно относиться нейтрально: ты либо любишь его, либо презираешь.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11). - Изображение 12

13. «Пятый элемент», 1997

Никита Казимиров

Люк Бессон написал сценарий к фильму еще будучи учеником средней школы. В итоге «Пятый элемент» получился соответствующим — простым для восприятия и по-хорошему наивным. Тогда почему этот фильм оказался в нашем топе, да еще и так высоко? Просто режиссер из своих подростковых мечтаний сделал классику кинематографа.

90 миллионов долларов — огромные деньги, а для фильма вне Голливуда так вообще колоссальные. И Бессон использовал каждый цент, чтобы подарить нам потрясающе красивый и стильный фильм, в котором убедительный футуристический антураж становится обычным фоном для борьбы героев против абстрактного, но, несомненно, ужасающего Зла. Он берет моментами, сценами, фразами.

Захватывающий дух вид небоскребов и магистралей с летающими машинами, в прямом смысле «космическая опера» (возможно, одна из лучших боевых сцен в кинематографе), «биг бада бум» и «мультипаспорт», в конце концов!

А какая тут синергия персонажей, как они потрясающе работают друг с другом! Брюс Уиллис прекрасно сыграл обычного таксиста Корбена Далласа, поневоле втянутого в историю со спасением мира. Зорг Гэри Олдмана получился классическим «приспешником Зла», но все равно отлично противопоставляется главному герою. А ведь они за весь фильм даже ни разу лицом к лицу не столкнулось. Крис Такер активно отдувается за юмористическую составляющую фильма. А Мила Йовович, еще не успевшая встрять в длинную историю с «Обителями зла», здесь, пожалуй, сыграла свою лучшую роль — инопланетянки Лилу, искренней и непредвзятой.

«Пятый элемент» даже сейчас остается одним из лучших: искрометной комедией, красивой научной фантастикой, интересным боевиком и оригинальным приключением. Каждый его, простите за каламбур, элемент работает как сам по себе, так и в связке с другими частями картины. И этой целостности, этого единства сейчас не хватает столь многим фильмам. В том числе и совсем недавней попытке Бессона повторить свой успех в «Валериане и Городе Тысячи Планет», который вышел очень красивым, но далеко не таким емким и ярким в плане персонажей.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11). - Изображение 13

12. «Молчание» 2016

Никита Богуславский

17 век, двое молодых священников тайно прибывают в Японию в поисках пропавшего учителя-миссионера. При этом они не знают ни языка, ни местных обычаев, ни даже того, что на островах христианство объявили вне закона — просто полагаются на Божью волю и наивно плывут в неизведанное навстречу испытаниям, лишениям и проверке собственной веры.

Если вас настораживает религиозная тематика — не спешите вычеркивать фильм из списков, он заслуживает просмотра вне зависимости от ваших собственных религиозных убеждений. «Молчание» не навязывает систему координат, не заставляет болеть за «хороших христиан» — примитивные конфликты на почве веры Скорсезе оставляет Мэлу Гибсону. Этот фильм не дает ответов, он задает правильные вопросы и представляет точки зрения так, чтобы зритель задумался и сделал собственные выводы о жизни, религии и людях.

Визуальная составляющая ленты просто поражает: кажется, ни один другой западный режиссер не показывал такую красивую, но настоящую Японию (в роли которой снялась Тайвань).

Постановка, планы, музыка, декорации, свет и игра актеров (это определенно лучшая роль Эндрю Гарфилда, «По соображениям совести» надрывнее, но значительно проще) создают настоящую магию кинематографии, втягивают в бесконечно сильный эмоциональный опыт. Это настоящий художественный фильм, который не стеснен ни в бюджете, ни в свободе самовыражения.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11). - Изображение 14

11. «Назад в будущее» (Трилогия) 1985, 1989, 1990

Алексей Егоров

Эта трилогия — одна из самых культовых голливудских серий в принципе. Смотрели эти фильмы все (и не делайте вид, что не смотрели, вам все равно никто не поверит), и у многих любой из трех фильмов вызывает ностальгическую улыбку. А вот насчет чего многие постоянно спорят — так это на тему того, какой из трех фильмов серии стоит называть лучшим.

Я в таких спорах обычно стараюсь сидеть тише воды, ниже травы, потому что мне нравятся все три картины.

И даже не потому, что мне не хочется с кем-то ссориться из-за любимых фильмов — нет. Просто дело в том, что все три части образуют цельную, законченную историю. Убери из нее любой из трех фильмов — и ощущения от просмотра будут уже совершенно не те. Да-да, даже, казалось бы, «необязательный» третий фильм.

Трилогия примечательна во многом прекрасной игрой актеров, добротным сценарием и отличным юмором. Еще всю трилогию растащили на цитаты, памятные моменты и тому подобные вещи. Шуточки про «моду 2015 года», про то, что ни в одной из всех временных линий Half-Life 3 так и не вышла — это все отсюда. Летающий скейт, кстати, тоже. И ведь, как ни прискорбно, ни летающих скейтов в широкой продаже, ни уж тем более Half-Life 3 у нас нет. Видимо, все-таки не в нашей временной линии это все.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11). - Изображение 15

Забавно, что у «Назад в будущее» есть анимационный сериал-продолжение, Back To The Future: The Animated Series, состоящий из 26 эпизодов. У мультфильма была несколько иная роль — по сути, это был развивающий познавательный сериал, где в каждой серии «живой» доктор Браун в исполнении Кристофера Ллойда рассказывал различные интересные факты. Сам сериал смещал свет софитов с Марти Макфлая на доктора Брауна и его семью, хотя сам Марти там присутствовал.

Еще более забавно, что сериал и трилогию связывает ничто иное, как игровая серия от Telltale Games. Сериал о пяти эпизодах вышел в 2010 году, и тогда подобная концепция смотрелась весьма и весьма свежо. Да что там — сама игра была вполне неплохой, хотя и рассказывала довольно простую историю.

Стоит отметить, что на фоне бесконечных ремейков, пересъемок и прочих эксгумаций трупов в Сети ходили слухи о том, что Universal хочет ребутнуть франшизу.

К счастью, Роберт Земекис, автор оригинала, пресек все эти слухи на корню, заявив о том, что ремейка нет, не планируется и не будет в ближайшие годы — во всяком случае, пока он и Боб Гейл, продюсер трилогии, живы и здоровы. Дело в том, что у Земекиса и Гейла есть право вето, благодаря которому любые решения, связанные с киносерией, закреплены за ними. Так что все те, кого пугают современные голливудские тенденции, могут спать спокойно. Пока.

комментировать
наверх