Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику и обеспечивать вас лучшим контентом. Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы соглашаетесь с использованием технологии cookie-файлов. Это совершенно безопасно!
Дворец Еропкина

Дворец Еропкина



Фото:Елена Крижевская Текст:Елена Крижевская
Время прочтения:

Бывший дворец московского генерал-губернатора П. Д. Еропкина, построенный в стиле классицизма, был возведен в 1764–1772 годах на основе еще более старинных палат начала XVIII века. По некоторым данным, проект был разработан Матвеем Казаковым или архитекторами его школы. Сегодня это здание занимает Московский государственный лингвистический университет, и мы очень благодарны за поддержку инициативы «Российского фото» и возможность провести фотосъемку интерьеров его ректору, а за помощь в подготовке этой статьи — преподавателю университета и автору книги «Московское коммерческое училище» Ирине Владимировне Зубановой.

По традиции перед фотопрогулкой по зданию немного окунемся в историю. Бывший хозяин дворца, московский генерал-губернатор Петр Дмитриевич Еропкин, прославился тем, что в 1771 году унял в столице чумной бунт. Екатерина II наградила его обычным для того времени способом — пожаловала орден Андрея Первозванного и предложила земли и крестьян. Еропкин ответил совершенно необычным способом — он отказался, сказав: «Матушка-императрица! Я и моя жена бездетны. К чему набирать лишнее?», и тем самым прославился еще больше. Кстати, сама Екатерина II бывала в этом доме на балах. Петр Дмитриевич, по свидетельствам современников, отличался «скромностью и простотой одежды, был учтив со всеми, не пресмыкался перед сильными, но заставлял их уважать свои заслуги, довольствовался небольшими доходами с умеренного имения и считал унизительным увеличивать их посредством вина и курения...» Еропкин умер на 81-м году жизни.

После смерти генерал-губернатора дом достался его жене, а затем племянникам Новосильцовым и князьям Гагариным, которые в 1806 году продали усадьбу за 35 тысяч рублей для помещения в ней Коммерческого училища. С тех пор здание не меняло своего назначения и остается учебным заведением вот уже более 200 лет! В 1807–1808 годах дворец был перестроен для нужд Коммерческого училища архитектором Д. И. Жилярди. Современный же облик здание приобрело во время восстановительных работ после пожара 1812 года. Обновленное здание училища было трехэтажным, а центр фасада выделялся десятиколонным портиком, поднятым на уровень второго этажа. В 1833 году его включили в «Новый путеводитель по Москве» с такими словами: «Прекрасное и огромное здание с обширным двором за железною решеткою со стороны улицы. Лицевой фас украшен фронтоном Коринфского ордера». В то время в училище занимались только купеческие и мещанские дети, всего 63 ученика.

Возвратимся к современному зданию и начнем нашу прогулку с шикарной парадной лестницы), которая появилась в доме Еропкина уже после его смерти во время перестройки по проекту Жилярди.

Рекреационный зал возле церкви.

Интерьеры церкви Святой Марии Магдалины, сооруженной Жилярди в 1807–1808 годах и восстановленной заново по чертежам архитектора. В ней служил и преподавал в самом училище отец С. М. Соловьева. Детские годы великого историка прошли в этом здании. На втором этаже храма сохранились росписи, выполненные, предположительно, в начале XX века М. В. Нестеровым и В. М. Васнецовым.

В Коммерческом училище занимались также писатель И. А. Гончаров, ученые Н. И. и С. И. Вавиловы и многие другие известные люди. Напротив церкви находится актовый зал, пристроенный к училищу во время расширения в 1853 году, осуществленного архитектором Н. И. Козловским. На следующих фото, 17–18, видно холл с колоннами и лестницу, которые появились в здании в конце XIX века (1870-е и 1890-е годы).

Своды времен Жилярди; в то время здесь было помещение, построенное для столовой училища.

Старинные перекрытия, сохранившиеся от палат начала XVIII века

Подлинные чугунные плиты, сегодня лежащие в вестибюле. Они сохранились еще со времен Еропкина, им 250 лет! Надеюсь, что сегодняшние студенты, проходя по плитам на занятия, осознают свою причастность к истории этого грандиозного здания.

комментировать
наверх